
По страницам старого альбома «38-ой банно-прачечный дезинфекционный поезд»
19 февраля 2025 г. 12:50
Уникальным путешествием во времени для активистов музейного комплекса «Возрождение» под руководством преподавателя Ирины Зориной стала экскурсия по музею родного колледжа, где собран огромный материал о ветеранах Великой Отечественной войны и Трудового фронта, уникальные предметы и документы военной поры, награды… На одном из стеллажей комнаты Боевой славы находится раритетный альбом в потертой деревянной обложке, созданный 1942 году политотделом Тюменского отделения железной дороги имени Кагановича.
Бережно открываем первую страницу, в глаза бросается надпись «Железнодорожникам, построившим в годы войны поезд-баню, посвящается…».
От страницы к странице перед студентами раскрывается история создания 38-го банно-прачечного дезинфекционного поезда. Мы видим схематическую карту СССР, по ней вьется красная нить Великого сибирского пути, кружком отмечен город Тюмень. Здесь будет построен поезд-баня всего за 254 дня.
Бросаем взгляд на очередные строки… Описание поезда-бани. В этом поезде 10 вагонов: вагон цистерна на 50 тонн, вагон - раздевальня рассчитан на посещение ста человек в час, есть вагоны: парильня, душевая, одевальня, где солдаты одевали прошедшую дезинфекцию одежду, парикмахерская и клуб.
Перед глазами стремительно проносится историческая череда событий. По городу шёл сбор средств, проходили воскресники. 177 тысяч 644 рубля в фонд строительства поезда-бани собрали трудящиеся и железнодорожники Тюмени. Коллектив школы № 52 передал художественную литературу и банные пакеты (в каждом есть кусок мыла, вехотка, полотенце). Было собрано более 600 пакетов. Красивые дубовые столы и стулья делает деревоотделочный комбинат Наркомлеса. Шкафы для книг и музыкальных инструментов – деревоотделочный комбинат им. Ленина. Мясокомбинат заготовил одну тонну мыла. Артель «Бытовик» произвела оборудование парикмахерской. Завод им. Кирова соорудил теплые переходы из вагона в вагон. Музыкальная школа передала пианино. Домохозяйки ст. Вагай собрали 1800 рублей и купили бойцам баян.
Обращаем внимание на фамилии организаторов работы: руководителя городского комитета партии Купцова, его секретаря Осипова, зам. председателя горисполкома Перминова, зав. отделом агитации и пропаганды Слуцкера. Они собирали директоров предприятий, заслушивали информацию железнодорожников о ходе строительства, намечали пути мобилизации внутренних ресурсов по городу в помощь строительству поезда-бани.
В стройку по-боевому включились паровозники, монтируя отопление, водопровод и все необходимые устройства. Слесари: Орешкин, Злобин, Шляков, Обласов, Бруев, Бесов, Палкин, Михеев, Владимиров, Ищенко. Над самим паровозом немало потрудилась комплексная бригада во главе с Обуховым. Душою строительства все эти дни вместе с непосредственным руководителем стройки Кочетковым был комиссар строительства, заместитель начальника политотдела Пацко.
Надо ли говорить о том, что была выполнена достаточно сложная инженерная задача? В тяжелейших условиях военного времени за 25 январских дней построить поезд-баню, инженерное чудо на колесах. 14 февраля 1942 года, после короткого митинга, поезд-баня, опробованный десятки раз, укомплектованный обслуживающим персоналом, отправился на фронт.
На последней странице – фотография поезда, идущего на фронт. Внезапно появляется ощущение, что мы, активисты музейного комплекса «Возрождение», помогали в строительстве и оборудовании поезда-бани, и теперь едем на запад… Стараемся разобрать строки, написанные чернилами, мелким размашистым почерком: «Здравствуйте дорогие фронтовики! Примите наш подарок - сибирскую, горячую, гостеприимную баню, Ощутите не только тепло пара и воды, но и тепло тех, кто вкладывал в устройство поезда душу».
Бережно кладём альбом и уходим с твердым ощущением незримой сопричастности к великим событиям того военного времени, к подвигу тех, кто ковал победу в тылу…
#ТКТТС #ТюменскаяОбласть80 #Эстафета80_80 #Воспитание72 #80делПобедыТюмень