Устный журнал «История развития речного судоходства в Сибири»
27 сентября 2023 г. 12:07
26 сентября в музейной комнате «По волнам нашей памяти» специалист ИБЦ Идия Давыдовна Шмидт рассказала студентам группы ПсПпо-1-23м (куратор Бревенникова Татьяна Сергеевна) о развитии речного судоходства в Сибири.
В 1586 году был заложен город Тюмень, который стал воротами в бескрайние просторы Сибири и узловым пунктом освоения ее богатств. Из Тюмени можно было везти грузы по Туре, Тоболу и Иртышу почти до китайской границы, а по Оби и ее притокам – до Томска, Новониколаевска (ныне Новосибирск), к рубежам Восточной Сибири, до самого полярного круга.
Колыбелью Иртышского судоходства стала Тюмень, она – единственная в Западной Сибири, расположенная на обеих главных ее водных артериях – Оби и Иртыше. К концу XVII века Тюмень и Тобольск стали крупнейшими торговыми центрами всего Сибирского края. В это же время начало развиваться речное судоходство Сибири, которое до самого конца XIX века оставалось наиболее выгодным и надежным видом транспорта в летнее время.
После войны, в 1947 году, в связи со 100-летием организованного судоходства на реках бассейна и за выдающиеся достижения в развитии речного транспорта на востоке страны Нижне-Иртышское речное пароходство было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
Новый виток в развитии судоходства и возрастающая транспортная роль рек в западной Сибири связаны с разработкой нефтяных месторождений, начавшейся в 60-е годы прошлого столетия, и именно по рекам доставлялся тот гигантский объём материалов, который лег в основу формирования нефтегазового комплекса России. В 1964 году первую тюменскую нефть к омскому причалу доставил экипаж танкера ТН-652.
Речное западносибирское пароходство оказало значительное влияние на развитие экономики Зауралья, пройдя сложный этап развития от простых лодок до многосильных пароходов.
Студенты с удовольствием осмотрели предложенные экспозиции «Развитие судостроения в Тюмени», «История Российского флота», познакомились с книгой «Картография рек Оби и Иртыша».
Сегодня в регионе существует довольно обширная система речного транспорта, которая берёт своё начало в дореволюционном прошлом, при этом сохраняются и приумножаются традиции речников, потомки не забывают сибирских предпринимателей, стоящих у истоков организации этого вида транспорта.