Тематическая экскурсия «Стальные рельсы Победы»
6 мая 2022 г. 12:50
5 мая специалист ИБЦ Идия Шмидт провела тематическую экскурсию «Стальные рельсы Победы» для студентов группы СТ-1-21в, посвященную подвигам железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
В первые месяцы войны из тюменского депо ушли добровольцами на фронт 200 рабочих. В основном — передовики производства, которым не терпелось «в бою, как в труде, доказать свою любовь к Родине». Многие участки производства оголились. На смену опытным пришли новички — женщины, подростки, которые постигали азы профессий токарей и слесарей прямо у станков, установленных в подъемочных, механических цехах депо. Очень часто машинисты по нескольку суток не сходили со своих паровозов. В 1944-м, к примеру, машинисты депо станции «Тюмень» провели более 500 тяжеловесных поездов, перевыполнили техническую скорость на 4,5 км/час и добились экономии 400 тонн топлива. Машинист комсомольского паровоза выпускник технического училища №1 (ныне ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологмй и сервиса») Виктор Соснин провёл 25 тяжеловесных поездов и сэкономил 50 тонн угля. В свободное от работы время тюменские железнодорожники собирали средства в фонд обороны, возводили подсобное хозяйство, налаживали массовый выпуск миномётов, конструировали поезд-баню, а ишимцы строили бронепоезд «Патриот». Правда, то, что они не уходили со своих рабочих мест сутками. Тюменский поезд-баня был построен в вагонном депо станции «Тюмень» в январе 1942-го за 25 суток.
В День Победы многие тюменцы несут цветы не только к Вечному огню, памятнику умершим от ран, но и преподносят их… паровозу. Паровозу-фронтовику — ФД-21-3031, установленному на вечную стоянку рядом с тюменским ДК «Железнодорожник». Искорёженный артобстрелами, ФД 21-3031 уже в 1941-м был списан в тыл. Но снова вернулся в строй — на стальные рельсы. «Фронтовика» подлатали — надёжно, по-сибирски. Специально для него была скомплектована комсомольская бригада во главе со старшим машинистом, выпускником Технического училища №1 (ныне наш колледж) Михаилом Николаевичем Ковязиным. Эта бригада всю войну работала по методу сибиряка-новосибирца Лунина — водила тяжеловес — сдвоенные составы весом до 5600 тонн, в 2,5 раза превышающие нормальные нагрузки, установленные на паровоз этой серии.
Благодаря работе железнодорожников, только за первые 3 месяца войны больше 18 миллионов человек были эвакуированы по причине угрозы оккупации городов и регионов. Из стратегических районов за Урал по железной дороге перевезли 2500 фабрик, заводов. На счету железнодорожников времен войны 50 наступательных операций. Именно по рельсам шла самая масштабная переброска военных частей на места решающих сражений. Всего по рельсам в 1941–1945 прошло больше 20 миллионов вагонов. Цепочка этих эшелонов по длине равна четырем окружностям планеты по экватору.
Самоотверженность и героизм в той страшной войне проявляли наши железнодорожники. Вечная им слава!