Роль женщин-железнодорожников в Великой Отечественной войне (на примере тружеников тыла Тюменского отделения Свердловской железной дороги)

10 мая 2018 г. 17:25

7 мая студенты 1 и 2 курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте (по видам)» приняли участие в акции «Урок Победы - Бессмертный полк», которая призвана сохранить память о героях, не вернувшихся с войны, о тех, кто ценой своей жизни боролся за освобождение нашей Родины от фашистских захватчиков. Для всех важно, чтобы наши дети, дети наших детей помнили об этом тяжелом и святом для нас времени. Чтобы оживить эту память, студенты Виноградова Екатерина и Викулова Анастасия представили свою работу по теме: «Роль женщин-железнодорожников в Великой Отечественной войне (на примере тружеников тыла Тюменского отделения Свердловской железной дороги)»

Будущая специальность предполагает изучение перевозок на железных дорогах нашей страны, в том числе и во время Великой Отечественной войны. Данную работу студенты посвятили Великой Победе над фашизмом, в частности, о работе женщин в военных перевозках в депо станции Тюмень Свердловской железной дороги. Эпиграфом нашей работы стали слова Юлии Дружининой:

Никогда
Не была ты женою —
Женихов отобрала.
Война...
Всю-то жизнь
Оставалась одною,
Женской радостью обделена...

Целью исследования стало изучение вклада женщин-железнодорожников, тружеников тыла Тюменского отделения Свердловской железной дороги во время Великой Отечественной войны, которые совершали беспредельный подвиг и ковали Победу в тылу. 

Железная дорога с самого момента своего существования была сугубо мужской сферой деятельности, но вопреки запретам, во время Великой Отечественной войны женщины работали машинистами, помощниками машинистов, кочегарами, что было актуальным лишь в военное время.

В первые месяцы войны из тюменского депо ушли на фронт много мужчин. Без них за годы войны фронту доставлено более 443 тысяч поездов. Для воинских перевозок потребовалось около 20 миллионов вагонов.

Работая с материалами музея истории Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги, где представлены уникальные воспоминания о том тяжелом периоде истории нашей страны, студенты познакомились с биографиями, воспоминаниями женщин-железнодорожников того времени, которых объединяют строчки: «Очень тяжёлое было время, жили впроголодь, а работа была не из лёгких. Рельсовое хозяйство было изношенным. Иногда за ночь бригаду по 2-3 раза вызывали для ремонта на путях, а утром — снова на работу»:

Елена Мироновна Чухнюк - машинист локомотива

Пелагея Даниловна Лаутар - бригадир пути

Ядрышникова Анастасия Ефимовна - дежурный по перегону.

Марач Валентина Ивановна - кочегар паровоза, а с 1942г. -помощник машиниста.

Алешина Анна Евдокимовна - путевой обходчик.

Агафонова Екатерина Даниловна- машинист локомотива и многие другие.

На основе изученного материала была создана Книга памяти «Чтобы помнили…», где есть фамилии и имена женщин, водивших поезда. К сожалению, о них нет достаточной информации: Анна Задираченко, Мария Суслова, Надежда Федоровых, Евдокия Жилина и многое другие.

А сколько работали женщины в цехах депо, причем не только работники, но и домохозяйки. На их долю выпала самая черная работа — чистить и мыть паровозы, детали к ним, убирать помещения, обеспечивать круглосуточное питание паровозных бригад.

В 1946 году Красное Знамя за самоотверженный труд в Великую Отечественную войну передано на вечное хранение коллективу отделения. И не будет преувеличением сказать, что несли его к победе, все те, кто на пять лет подчинил свою жизнь единому закону: «Все для фронта, все для победы!».